Буквально на днях я столкнулся с одной проблемой – покупка подержанного автомобиля. Если, быть точнее, то старый знакомый из соседнего города позвонил и попросил меня посмотреть одну машину у нас в деревне, которую недавно выставили на продажу на портале Drom.ru, чтобы ему зря не ездить и не тратить время на осмотр. Конечно, я согласился и тут же позвонил продавцу автомобиля, чтобы назначить встречу. Сегодня я поделюсь с вами практическими советами, которые в дальнейшем помогут вам избежать проблем при покупке подержанного автомобиля. Пропустим сразу тот период, где вы определяетесь со стоимостью будущего автомобиля, правый или левый руль, европейского или японского производства, а может и отечественный автопром вас заинтересовал, а сразу перейдем к тому моменту, когда вы первый раз пришли посмотреть на автомобиль. Конечно, было бы очень замечательно, если бы вы на встречу с собой бы взяли человека, который очень хорошо разбирается в устройстве автомобиля любой марки – он сразу знает куда смотреть и что надо спрашивать. А если нет, то тогда вам придется рассчитывать только на себя и на вашу осведомленность в вопросах купли продажи подержанных автомобилей.

История автомобиля. Выясняем, когда и кем был ввезен в нашу страну и сколько времени владел автомобилем прежний владелец. В этом нам поможет паспорт транспортного средства (ПТС). Открываем ПТС и смотрим, если есть отметка, что данная ПТС является дубликатом, то рекомендую вам сразу задуматься. Тут вы точно уже не сможете узнать сколько владельцев сменил автомобиль, прежде чем он попался вам на глаза, не говоря уже и о преступных схемах по оформлению транспортных средств.


Меня, например, насторожил бы тот факт, что автомобиль за 5 лет сменил четырех хозяев. Мне кажеться нормально, если автомобиль был у одного хозяина не менее 2,5 -3 лет. Таким образом, до 3 лет – один владелец, до 7 лет допустимо два. Далее смотрим, насколько данные в ПТС совпадают с предложенным вам автомобилем. Обращаем внимание на цвет, год выпуска, характеристики двигателя. Здесь важно обратить внимание, совпадает ли информация в ПТС с данными предоставляемые заводом изготовителем на выпускаемые модели этого года и серии. Здесь нам поможет VIN номер. Через интернет с помощью VIN номера можно узнать в какой комплектации, какого цвета и с каким дополнительными опциями или оборудованием данный автомобиль с этим VIN номером сошел с конвейера и когда он был выпущен. Если данные не совпадают, то я бы рекомендовал вам не покупать данный автомобиль.

Вернемся вновь к термину «дубликат ПТС». Обычно опытные «продавцы», после различных операций по «замене агрегатов» меняли ПТС, чтобы огромное количество надписей в «особых отметках» или огромное число владельцев не отпугивало потенциальных покупателей. Вообще, дубликат это еще не проблема, но повод задуматься у вас есть. Особенно, если в ПТС, выданное в одном регионе (например 25м) в особых отметках вы узрите, что он выдан взамен ПТС другого региона (например «03», т.е. Бурятии), а автомобиль уже как пять лет стоит на учете в другом регионе – сразу советую отказаться от покупки данного автомобиля.
Если «особых отметках» указано, что на данном автомобиле производилась замена агрегатов, то рассматривать такой вариант не советую. Само малое, на что вы можете рассчитывать, так это то, что данный автомобиль окажется конструктором.

«Конструктор» — распространённая схема ввоза автомобиля, при котором под имеющиеся документы (ПТС) ввозится новый автомобиль, а после производилась «замена» основных агрегатов — кузова, двигателя, рамы. Данная схема была распространена на ввезенные автомобили до ноября 2008 года.

«Распилы» – нелегальная схема ввоза транспортных средств на территорию РФ, при котором автомобили распиливаются в прямом смысле этого слова на части, которые потом свариваются снова и также в ПТС производилась «замена » основных агрегатов — кузова, двигателя, рамы.

«Каркас» («остов») — это схема, при которой автомобиль ввозится отдельными частями, а потом собирается. При этом в грузовой таможенной декларации (ГДР) указывается не «кузов», а «каркас кузова». Данная схема также незаконна!

Старайтесь не покупать автомобили на рынках у перекупщиков по доверенностям. Вообще не покупайте. Если позже будут проблемы с автомобилем, то с перекупщиком вы их уже точно не решите.
В документах купли-продажи обязательно указывайте полную стоимость покупки. Если продавец указывать полную стоимость либо максимально возможную (сейчас сумму продажи можно указывать до 200000 рублей – налога с продажи не будет), если не хочет — ищите другого. Это вас убережет в дальнейшем, если все же автомобиль окажется криминальным — вы можете через суд взыскать с продавца все, что вы ему уплатили. Это единственный способ защиты прав в случае, если нарветесь на автомобиль криминального происхождения.

Если все в порядке, автомобиль соответствует описанному и не вызывает у вас подозрений, продается не по доверенности, то тогда смело можно переходить к технической стороне вопроса, о которой я расскажу вам в следующем посте. Подписывайтесь на обновления.

П.С. Если я что то упустил или у вас возникли вопросы, то жду ваши советы или вопросы в комментариях к этому посту. Спасибо.